УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ
«ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАК ФОРМА САМОВЫРАЖЕНИЯ». 8
класс.
Задачи:
доказать при помощи анализа музыкальных фрагментов, что каждый исполнитель
выражает свое отношение в музыке(и не только) в процессе исполнения, проследить
на музыкальных примерах, какие изменения происходят с произведением в процессе
интерпретации.
Музыкальный материал: «Валенки»
р.н.пс Л. Русла нова — «Народные стандарты».
«Дубинушка» р.н.п.: Шаляпин - обр. Г. Миллера. «Scorpions» — «Wind of change» (оригинал
и с
симф. оркестром), «Токката и фуга ре-минор» И. С. Бах (орган, духовой оркестр, голос).
Ход урока:
—Здравствуйте, ребята.
Сегодня наш урок будет по священ очень важной теме- личному мнению. Скажите, часто ли
вы согласны со своими друзьями во всем? Или вам приходится ежедневно отстаивать свое мнение?
(Бывает, что согласны, а бывает, что и нет.)
— Действительно, все
мы разные - по внешности, предпочтениям,
вкусам. Книга, прочитанная одним, может
совсем не заинтересовать другого. Аромат, доставляющий
одному удовольствие, может вызвать у другого головную
боль, и так до бесконечности. Каждый
человек по-своему воспринимает различные события
и по-своему
реагирует на них. Даже одну и ту же фразу каждый из вас произнесёт по-своему и вложит в эту фразу свой смысл. Проверим?
(Фраза на выбор преподавателя, например,
всё будет хорошо.)
— Это была литература, где мы могли передать свои чувства с помощью выражения,
смыслового акцента, остановки,
скорости произнесения.
Как вы думаете, можно ли выразить свое отношение
при исполнении музыкального произведения?
Как это сделать?
Тоже с помощью изменения
скорости, силы звука, способа звукоизвлечения.
— Вы правы. Наша задача сегодня –
проследить, как меняется произведение в зависимости от интерпретации
исполнителя. Вспомним, что интерпретация – это творческое освоение
художественных произведений, связанное с его избирательным прочтением (порой
спорным). А творческий подход – это обязательное выражение собственного мнения.
У музыки гораздо больше возможностей по
сравнению с литературой. Если ставится условие сохранения темпа и стиля, то
можно поменять оркестровку. Давайте послушаем, что получилось у группы «Scorpions».
(Фрагменты:
оригинал и симфонический оркестр.)
— Отличия крупные или не очень? Охарактеризуйте
оба отрывка. (Оркестровая версия более плотная по звучанию. Оригинал
более соответствует названию — «Ветер перемен», вторая версия
болоте напоминает начало непогоды.)
— Теперь вспомним очень интересный факт — одна и та же народная песня в разных деревнях исполнялась немного
иначе, чем у соседей. Как вы думаете, как бы звучала такая песня, попади она не только в другую эпоху, но и в другую страну? Давайте послушаем, и
попробуем определить страну — исполнителя и название песни-первоисточника («Дубинушка» обр.
Г. Миллера). А вот так звучит оригинал (Шаляпин).
Посмотрите, была дана тема, а потом пошла
импровизация. А импровизация — это не что иное, как размышления на тему, выражение
своего мнения.
Если мы имеем дело с классикой, это уже сложнее. Здесь не допускаются кардинальные
изменения, но и тогда можно найти выход для самовыражения. Давайте
посмотрим, как и за счёт чего это получилось.
(Токката и фуга ре-минор в трех вариантах: голос, орган,
духовой оркестр.)
— Какой вариант исполнения вам понравился больше?
Как вы думаете, какой вариант исполнения
являлся оригиналом.
— Вы заметили, что каждый из вариантов исполнения по-своему
убедителен и имеет право на существование, не
смотря на то, что оригинал написан для органа. Какой из фрагментов, по вашему мнению, отличается
самой большой свободой интерпретации? Почему?
(Обсуждение в свободной форме, но с обязательным аргументированием.)
— Как вы считаете, почему не бывает одинаковых исполнений?
(Наверное, потому что у каждого человека своя точка зрения на жизнь и события, своё настроение и характер.)
— Предлагаю это подтвердить с помощью эксперимента. Попробуем построить цепочку
ассоциаций. Берём любое слово, затем по очереди называем то, что первым пришло в голову, но опираться можно только на последнее произнесённое слово и не задумываться, а говорить свой вариант сразу.
(Пример: сено-лошадь-гонки-опоздание-обида, облако-небо-солнце-жара-батарея, и так далее. Чем длиннее цепочка, тем неожиданнее результат.)
— Заметили, как далеко мы уходим от первого слова? Так и интерпретация может
увести достаточно далеко от первоисточника.
Как вы думаете, мы смогли доказать, что
каждый человек выражает свое отношение в процессе исполнения (музыки, стихотворения, рисунка) и поэтому не бывает
двух одинаковых вариантов? (Да, мы доказали это.)
— Теперь тема для размышления — дана ситуация: вы идёте по коридору, и к вашим ногам падает камень, разбивший
оконное стекло. Опишите в трёх-четырёх предложениях вашу
реакцию и действия. Это домашнее задание, а на следующем уроке мы сравним ваше видение данной ситуации.
В заключение урока предлагаю вам вариант очень вольной интерпретации,
и пусть
ваше настроение до конца дня будет замечательным.
(«Валенки» в
исп. Л.Руслановой – группа «Народные стандарты».)
|