Программа
психологического сопровождения и подготовки выпускников
к ГИА в форме ОГЭ, ЕГЭ
МОУ АСОШ № 1 2015-2016 уч.год
Пояснительная записка
Актуальность проблемы обусловлена тем, что с 2009 года сдача ГИА-9 и ЕГЭ в форме тестирования является обязательной процедурой для всех выпускников школ России.
В связи с изменением формы итоговой аттестации актуальной стала подготовка участников образовательного процесса к прохождению аттестации. Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей.
Проблемы психологической готовности к экзаменационным испытаниям рассматриваются, прежде всего, через трактовку понятия «готовность» в психологии:
1) согласие сделать что-нибудь, желание и стремление содействовать чему-нибудь (М.И. Дьяченко);
2) определенное состояние психофизиологических систем перед предстоящей деятельностью (С.Ю. Головин);
3) момент времени в жизни индивидуума, когда достигнутый им уровень зрелости позволяет ему извлечь пользу из конкретного опыта (А.А. Бодалев).
Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена. Педагогическая готовность – это наличие знаний, умений и навыков по предмету. Личностная готовность – это опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации.
Психологическая подготовка субъектов образовательного процесса включает формирование положительного отношения к ОГЭ и ЕГЭ, разрешение прогнозируемых психологических трудностей, формирование и развитие определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ГИА.
Цель психологической подготовки – выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ОГЭ и сдаче ЕГЭ и позволят каждому ученику более успешно вести себя во время экзамена, т.е. будут способствовать развитию памяти и навыков мыслительной работы, концентрации внимания, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями.
Цель Программы – оказание психологической помощи учителям, выпускникам 9-х, 11-х классов и их родителям в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Задачи программы:
- Развитие познавательного компонента психологической готовности к ОГЭ и ЕГЭ: отработка навыков самоорганизации и самоконтроля, волевой саморегуляции, развитие внимания, памяти, мышления.
- Уменьшение уровня тревожности с помощью овладения навыками психофизической саморегуляции.
- Содействие адаптации учащихся к процессу проведения ОГЭ и ЕГЭ.
- Создание необходимого психологического настроя у педагогов, классных руководителей, учащихся и их родителей во время подготовки и проведения экзаменационных испытаний.
Субъекты программы: выпускники 9-х и 11-х классов, их родители, учителя.
Программа включает 3 направления:
- Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками.
- Консультирование учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.
- Организационно-методическая работа.
Содержание деятельности
|
Планируемый результат
|
Сроки
|
Ответственные
|
1. Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками. Цель – создание условий для психологической готовности к ГИА и решения психологических проблем конкретных учащихся
|
1. Проведение цикла занятий в форме психологических тренингов для учащихся 9-11-х классов по развитию у них внимания, памяти, самоорганизации и самоконтроля, снятия тревожности.
2. Проведение занятий по релаксации на основе изучения методов и приемов психофизической саморегуляции.
3. Имитация экзамена (психологическая готовность к ЕГЭ) – задания на внимание
|
1. Развитие познавательных процессов (памяти, внимания учащихся).
2. Овладение учащимися приёмами и навыками психофизической саморегуляции, выработка умений самостоятельно противостоять стрессу.
3. Практические советы по подготовке к экзамену, поведению во время экзамена
|
Февраль- апрель
|
Психолог, классные руководители
|
2.Консультирование учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям. Цель – оказание психологической помощи и поддержки субъектам ГИА, обучение их навыкам саморегуляции
|
1. Участие в родительских собраниях
2. Выступление на тематических классных часах по теме «Пути достижения успеха на экзамене».
3. Индивидуальные консультации для
выпускников.
4. Индивидуальные консультации для учителей.
5. Индивидуальные консультации для родителей
|
1. Понимание необходимости психологического сопровождения ГИА.
2. Формирование представлений о мотивационных установках к организации и проведению ГИА.
3. Овладение методами и приемами создания комфортной ситуации в семье выпускника школы во время сдачи ГИА.
4. Готовность и способность субъектов ГИА к эмоционально – волевой регуляции.
|
Январь-май
|
Психолог
Классный руководитель
|
3. Организационно-методическая работа. Цель – разработка программ диагностики, коррекционных и развивающих занятий, рекомендаций
|
1. Разработка цикла занятий в форме психологического тренинга для учащихся 9 и 11-ых классов с проблемами психологической готовности к ГИА.
2. Разработка рекомендаций, памяток для учащихся, педагогов, родителей.
3. Оформление информационного стенда, наглядных материалов для учащихся и родителей.
|
1. Формирование психологической готовности к ГИА по ее трем компонентам (познавательному, личностному и процессуальному).
2. Создание банка методических разработок и наглядности по психологическому сопровождению готовности к ГИА.
|
Сентябрь- май
|
Классные руководители
Психолог
Учителя-предметники
|
Программа психологической подготовки субъектов образовательного процесса прохождению ГИА предполагает следующие формы работы психолога с выпускниками школы:
групповые занятия – тренинги;
игры – драматизации (овладение процедурой ГИА на симулированном материале);
индивидуальные консультации;
формулировка рекомендаций (по группе учащихся и индивидуально).
Возможное содержание групповых занятий с выпускниками включает:
ознакомление с сущностью, процедурой и спецификой ГИА в аспекте психологической подготовленности учащихся;
освоение простейших релаксационных техник (аутотренинг и т.д.) для снятия эмоционального напряжения во время ГИА.
Формы работы с родителями:
фронтальные: тематические родительские собрания.
индивидуальные: консультации (в том числе совместные с выпускником).
Направления работы с педагогами:
обсуждение и коррекция нереалистических установок на тестовую форму ГИА;
ознакомление педагогов с психологической спецификой ГИА в целом и трудностями отдельных групп выпускников;
знакомство с психологическими характеристиками выпускников (по результатам диагностических исследований);
взаимодействие в поиске эффективных методов формирования психологических процессов у отдельных учащихся, необходимых для успешного прохождения экзаменационных испытаний.
Ожидаемые от реализации данной программы результаты:
снижение уровня тревожности у всех субъектов ГИА;
развитие памяти и концентрации внимания, четкости и структурированности мышления у выпускников училища;
повышение сопротивляемости стрессу;
развитие навыков саморегуляциии и самоконтроля с опорой на внутренние резервы;
устранение психологических факторов, негативно влияющих на результаты экзамена.
Косвенной оценкой будет являться улучшение результатов ГИА у выпускников.
Итак, важно отметить, что психологическая подготовка дает важное преимущество при прохождении ГИА и сдаче ЕГЭ. Кроме развития познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления и др.), она формирует психологическую устойчивость к стрессам. При этом полученные выпускниками психологические знания и умения в дальнейшем могут применяться и в их дальнейшей службе и личной жизни. |