ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время в отечественном образовательном пространстве в рамках изменяющегося законодательства, вступления в силу закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. осуществляется масштабная реализация инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует право на образование для всех обучающихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Под обучающимися с ОВЗ понимаются «физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст.2, ФЗ «Об образовании в РФ»). Создание специальных условий для обучения детей с ОВЗ подразумевает использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов.
С 1 сентября 2016 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (далее-ФГОС) начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Образовательную деятельность обучающихся с ОВЗ определяет адаптированная основная образовательная программа (далее-АООП)
Стандарт разработан на основе Конституции и законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, которые подтвердила психологомедико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК) и которые препятствуют получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; далее – Федеральный закон № 273-ФЗ). (далее - дети с ОВЗ). Специалисты ПМПК обследуют ребенка в возрасте от 0 до 18 лет и выдают родителю (законному представителю) заключение. Этот документ содержит описание состояния высших психических функций ребенка – речи, мышления, восприятия, воображения, памяти. Заключение включает рекомендации, определяющие образовательную программу, форму обучения и направления работы специалистов сопровождения.
В МОУ АСОШ №1 созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
- школа реализует адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
- по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
- вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
- в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог и медицинский работник;
- для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
- для эффективного включения детей-инвалидов в образовательный процесс все педагоги прошли курсы повышения квалификации по вопросам организации обучения детей с ОВЗ.
- имеются специальные учебники для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Что дает статус «ребенок с ОВЗ»?
Данная группа детей имеет значительные бонусы, находясь в системе образования:
- право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации;
- право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;
- по окончании 9, 11 класса право на выбор традиционной формы сдачи государственной итоговой аттестации (государственный выпускной экзамен) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания);
- право на бесплатное 2-х разовое питание в школе;
- к детям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.
Учитель-дефектолог
Педагог-психолог
- Рабочая программа по психокоррекционному курсу 1-4 класс (ЗПР, В. 7.1)
- Рабочая программа по психокоррекционному курсу 1-4 класс (УО, В. 8.1)
-
Рабочая программа по психокоррекционному курсу 1-4 класс (УО и РАС, В. 8.3)
-
Рабочая программа по психокоррекционному курсу 5-9 класс (ЗПР, В. 7.1)
- Рабочая программа по психокоррекционному курсу 5-9 класс (УО, В. 8.1)
- Рабочая программа по сенсорному развитию 5-9 класс (УО, В.2)
Учитель-логопед
- Адаптированная рабочая программа по учебному курсу: «Коррекционно-развивающие логопедические занятия» 1-4 класс вариант 7.1
- Адаптированная рабочая программа «Коррекционно–развивающие логопедические занятия 1-4 класс» Вариант 7.2
- Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие логопедические занятия 1-4 класс» Вариант 8.1
- Адаптированная рабочая логопедическая программа по учебному курсу: «Коррекция нарушений устной и письменной речи» 5-9 класс вариант 7.2
- Адаптированная рабочая логопедическая программа по учебному курсу: «Коррекционно-развивающие логопедические занятия» 5-9 класс вариант 8.1
- Рабочая программа "Коррекция речи учащихся 1-4 классов с фонетически изолированным дефектом"
- Рабочая программа "Коррекция речи учащихся 5-9 классов с фонетически изолированным дефектом"