Основная деятельность дефектолога в школе-интернате направлена на детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками и которые нуждаются в специализированных (коррекционных) условиях обучения. Этим учащимся обеспечивается дефектологическое сопровождение, которое подразумевает включение работы специалиста во все сферы учебно-воспитательного процесса. Содержание работы дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, учителям, администрации школы в форме рекомендаций.
Содержание деятельности дефектолога обеспечивает решение следующих задач:
– выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей ребенка;
– составление индивидуальных комплексных программ развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов ПМПк;
– динамическое изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия;
– отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка;
– проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся;
– консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Решение поставленных задач реализуется в следующих направлениях работы дефектолога: диагностическое, коррекционное, аналитическое, консультативно-просветительское и профилактическое, организационно-методическое. Помимо традиционных направлений дополнительно выделено аналитическое, которое определяет междисциплинарное взаимодействие специалистов и позволяет корригировать программы занятий учителя-дефектолога в соответствии с достижениями учащихся. Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории учащихся.
Основной формой организации дефектологической работы являются групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек). Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы-интерната. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность занятий зависит от тяжести и характера нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка определяется с учетом работы с ним других специалистов. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также учет посещаемости отражается в типовом классном журнале.
Расписание
коррекционных занятий дефектолога на 2024-2025 учебный год
- индивидуальных, подгрупповых занятий (1-2 чел.) -20-25 мин.;
- продолжительность группового занятия (4 чел.) 35 - 40 мин.
___________________________
Телефон, факс: (48267) 3-13-40
10 заповедей для родителей из "Домашней энциклопедии Екатерины II"
- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Помоги ему стать не тобой, а собой.
- Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь.
- Не вымещай на ребенке свои обиды, ибо, что посеешь, то и пожнешь.
- Не думай, что ребенок твой – он Божий.
- Не относись к детским проблемам свысока.
- Не унижай.
- Не мучай себя, если не можешь ничего сделать для своего ребенка, мучай, если можешь и не делаешь.
- Помни: лучшая награда – детский смех.
- Умей любить чужого ребенка.
- Люби своего ребенка таким, какой он есть.